Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Опубликовано 14.01.2019

Мозговой Николай Васильевич, Звягина Лилия Николаевна, 

Чрезвычайные происшествия, участившиеся в последнее время, происходят в результате непрофессионализма, низкой профессиональной грамотности инженеров, отсутствия навыков безопасного поведения в трудовой деятельности, пренебрежительного отношения к последствиям своей деятельности. Проблема обеспечения безопасности во всех сферах деятельности на сегодняшний день стоит очень остро.

Решение проблемы необходимо начинать с обучения тех, кто будет заниматься ею. А кому, как не молодым специалистам с высшим образованием, в настоящем и будущем времени решать эту проблему, используя полученные знания?

Техническим вузам, располагающим достаточным интеллектуальным потенциалом, отводится ключевая роль в подготовке специалистов, способных решать задачи обеспечения безопасности самого разного масштаба. Подготовка будущего инженера является необходимостью, социальным заказом общества, обусловленного нарастанием техносферных опасностей. Будущим инженерам, как разработчикам и пользователям нового оборудования и технологий, при работе на предприятиях необходимы знания об организации производства, безопасного для человека и окружающей среды.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассматриваются основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Освоение дисциплины направлено на воспитание компетентного специалиста с высшим образованием. Основные задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» заключаются в том, чтобы привить молодым специалистам навыки самостоятельной оценки негативного воздействия опасных и вредных факторов техносферы на организм человека и среду его обитания.

Для успешного освоения данной дисциплины студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, формированными школьной программой по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также освоить материал предшествующих дисциплин: высшая математика; экология, химия.

Проведенный анализ современного состояния системы обучения в техническом вузе, говорит о недостаточности профессионально направленной подготовки в области безопасности жизнедеятельности. Основные причины – уменьшение часов на изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учебных планах специальностей, замена лабораторных занятий практическими и уменьшение часов на их выполнение, замена итогового контроля знаний в виде экзамена на зачет, отсутствие раздела «Безопасность и экологичность» в выпускной квалификационной работе. Все перечислены причины значительно снижают качество образования, снижает компетентность будущего специалиста. Будет ли способен обезопасить свою профессиональную деятельность и защитить окружающих людей такой выпускник ВУЗа?

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» не может ограниваться только традиционными, информационно-просветительскими методами обучения. Требуется использование методов активного формирования навыков безопасного поведения в техносфере. Формировать набор специальных знаний и компетенций, необходимых для выполнения производственно-технологической, проектно-конструкторской; организационно-управленческой; надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности. Специалист должен знать способы защиты, уметь пользоваться инструментальной базой для количественных изменений параметров, знать нормативно-правовую базу в области охраны труда, владеть способами оказания первой помощи в критических ситуациях [1].

Основные разделы лекционного курса «Безопасность жизнедеятельности»: теоретические основы БЖД, опасности производственной среды и их воздействие на человека (рассматриваются опасные и вредные факторы физического происхождения), правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.

Больше половины учебного времени выделено на проведение лекций. Рекомендуется построение лекционных занятий на основе профессионально личностного подхода к студентам, предусматривающего оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей.

Овладение теоретическими знаниями невозможно без практических навыков, взаимосвязанные между собой они становятся руководством в дальнейшей деятельности будущего инженера. Материальную базу учебного процесса составляет специализированная лаборатория  «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда». В которой представлены лабораторные стенды для выполнения работ по основным разделам курса [2].

В ходе лабораторных занятий происходит закрепление теоретического материала полученного в ходе лекционных занятий. Преимущество в проведении лабораторных занятий заключается в объединении теоретических, методических, практических знаний и умений в едином процессе учебно-исследовательского характера, характерной чертой лабораторного практикума является организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. При методически правильной организации, лабораторные занятия способствуют развитию мышления студентов, активизации практической деятельности и развитию умения наблюдать, измерять, планировать, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Для того, чтобы добиться поставленных целей, необходимо мотивировать студентов к усвоению учебного, справочного, нормативного материала и  предоставленного объема информации. Рекомендованное время выполнения лабораторной работы рассчитано на 2 часа учебного времени.

Кроме лабораторных занятий в учебных планах некоторых специальностей предусмотрены практические занятия. Темы занятий адаптированы для специальностей технического направления. Если для специальностей радиотехнического направления это расчеты заземляющих устройств, освещенности рабочих мест, проектирование защитных экранов от воздействия электромагнитных полей, вентиляции и т. д. то для экономического профиля это разработка инструкции по охране труда, организация и проведение трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда, расчет доплаты за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда и т. д. Ряд работ являются универсальными и используются для всех специальностей и направлений (построение дерева причин и дерева отказов, расследование несчастных случаев на производстве и т. д.)

Взаимосвязь теоретических и практических знаний в процессе взаимного влияния друг на друга принимает форму «комплексообразования». Формируются умения в проектировочной и конструктивной деятельности (на основе полученных практических знаний) систематизируются теоретические знания. Происходит осознание получаемых знаний как системы [3].

Для оценки качества полученных знаний разработаны разного рода контрольные тесты: специальные вводные тесты для оценки начальных знаний, промежуточные контрольно-тестовые задания, итоговое тестирование, направленное на оценку сформированных компетенций.

Ввиду того, что Государственный образовательный стандарт определяет, не только каким количеством знаний должен владеть студент, но и на каком уровне усвоения должны быть эти знания, разработанная технология тестирования позволяет измерить как обширность, так и глубину усвоения знаний. Данные мониторинга показывают положительную динамику роста уровня компетенций студентов. Последовательное и поэтапное воплощение технологии профессионально личностного экологического образования гарантирует достижение планируемых результатов и требований государственного стандарта.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ЧС.

 

Литература

  1. Абрамова С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
  2. Хасанова В. К. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в техническом ВУЗе / В. К. Хасанова, Н. В. Шильникова // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 2. – С. 193-195.
  3. Мозговой Н. В. Особенности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в техническом ВУЗе / Н. В. Мозговой, Л. Н. Звягина // Научно-медицинский вестник Центрального черноземья № 71. – Воронеж: ВГМУ им. Бурденко, 2018. – С. 30-33.

ИСТОЧНИК: Педагогика безопасности: наука и образование [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 ноября 2018 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. и ред. В. В. Гафнер. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).