Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Программа БЖД ВО

 

Программа дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" высшего образования

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина фе­деральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» яв­ляется формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культу­ры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профес­сиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обес­печения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

 

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопас­ности личности и общества;
  • формирование:

 

-           культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышле­ния, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматрива­ются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

-           культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасно­сти и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

-         готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

-            мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

-             способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

-             способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

 

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики,

характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельно­сти;

  • уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать

риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

•     владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навы­ками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопас­ности и защиты окружающей среды.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со сре­дой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безо­пасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, опреде­ляемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, быто­вая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факто­ров, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «чело­век-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности - объект защи­ты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

 

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность - потенци­альное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, усло­вия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред - это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуются набором факторов, способных нанести вред, и степенью их опасности - риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при реализации опасности.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, эко­логический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие - безопасность. Безопасность - это состояние объекта защиты и системы «человек-среда обитания», при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации - допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия сущест­вования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

  • современное состояние и негативные факторы среды обитания;
    • принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;
    • последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факто­ров, принципы их идентификации;
    • средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизне­деятельности в техносфере;
    • методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвы­чайных ситуациях;
    • мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации по­следствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
      • правовые, нормативные, организационные   и экономические основы безопасности жизнедеятельности;
    • методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

3. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц. 1 зачетная единица равна ориентировочно 30 астрономическим или 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице


1.

Кроме того, одним из видов учебной работы по освоению дисциплины является само­стоятельная работа при разработке обязательного раздела «Безопасность жизнедеятель­ности» в выпускной квалификационной работе (ВКР). Трудоемкость самостоятельной работы по подготовке данного раздела ВКР составляет не менее 2 зачетных единиц и опре­деляется вузом в зависимости от области знаний и характера ВКР. Указанная трудоемкость является составной частью трудоемкости итоговой государственной аттестации выпускни­ков, устанавливаемой Федеральным государственным образовательным стандартом по на­правлению подготовки.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы

Рабочая программа дисциплины должна быть построена по модульно-блочному прин­ципу.

Под модулем понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью используемого понятийно-терминологического аппарата. Каждый модуль состо­ит из трех блоков:

-   инвариантного блока, включающего ядро (минимум) знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не ме­нее 50% общей трудоемкости дисциплины);

-   вариативных блоков, состоящих из блока направления, под которым следует по­нимать укрупненную группу области знаний; блока вузовской образовательной програм­мы с конкретными научно-практическими знаниями и фактологическим материалом приме­нительно к определенному виду профессиональной деятельности.

Вариативные блоки подразделяются по следующим 6 группам знаний:

I         - физико-математические и естественные науки;

II       - гуманитарные и социальные науки, культура и искусство;

III    - образование и педагогика;

IV    - экономика и управление;

V      - сфера обслуживания (сервис и туризм);

VI    - техника и технологии.

В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомен­дованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных еди­ницах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на ос­воение регламентированного минимума результатов обучений в виде компетенций, знаний, умений и навыков.

 

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД ЦЕЛИКОМ