Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
История законодательства по безопасности

История законодательства по безопасности

Систематического и достоверного описания этого вопроса нами не найдено. Сведения носят отрывочный характер. Некоторые данные проти­воречивы.

Первые правила по технике безопасности, появившиеся в России, от­носятся к XVI веку.

Документ назывался «Как зачать делать новая труба на новом мес­те». Это правила безопасности для солеваренного производства.

В другом документе сообщается, что Иван Грозный выдал Троице-Сергиевскому монастырю 4 октября 1543 года грамоту, которая освобож­дала от уплаты штрафа в размере гривны за погибшего на монастырских работах.

В другой грамоте, выданной этому же монастырю, указывается на от­ветственность за бытовые травмы в пределах монастыря.

К 1724 г. в российских законодательных актах упоминается о введе­нии должности врача на казенных заводах России на основании приказа: «При оных же заводах надлежит быть лекарю с медикаментами».

Таким образом, можно сделать вывод о становлении законодательной базы по охране труда на производстве и об ответственности работодателя за травму или гибель работника.

Важный вклад в становлении охраны труда как науки внес М. В. Ло­моносов. В частности, в рудниках он уделил основное внимание крепле­нию породы под землей и спуску людей в шахты, а также вентиляции. При измельчении руды он предлагал защитить рабочего от осколков, в метал­лургическом цехе он требовал просушивать изложницу в целях предупре­ждения от ожогов брызгами раскаленного металла при мгновенном испа­рении влаги. Не были забыты им спецодежда и индивидуальные средства защиты. Важное значение Ломоносов уделял режиму работы рудокопов, предусматривая ее в 3 смены по 7 часов и включая 3 часа на отдых.

В середине XVIII в. был издан документ, предписывающий соблюде­ние правил безопасности на производстве под названием: «Регламент и ра­ботные регулы на суконные и карамзейные фабрики», состоявшийся по докладу, учрежденной для рассмотрения о суконных фабриках Комиссии».

В документе обращалось внимание на пожарную безопасность, осве­щение, температуру в помещениях, организацию труда рабочих разных специальностей, изоляцию вредных производств, размеру проходов и про­ездов, а также приводилась система штрафов или других наказаний за плохую работу и недостойное поведение: «В первый раз плетьми, в другой раз батожьем бить; или вычетом заслуженной платы за три месяца нака­зать; в третий раз ссылкой на один год в каторжную тюрьму отправить, а ежели кто дерзнет вышеупомянутых людей, - фабричного содержателя и других начальников, рукой или побоями оскорбить, того бить кнутом и по обстоятельству дела осудить в каторжную работу на несколько годов или вечно».

Бурное развитие промышленности, транспорта и соответственно го­родов вынудило принять правительством России Указ от 2 августа 1802 г. «О наблюдении начальниками городских полиций за чистотой и опрятно­стью в городах».

12 сентября 1821 г. последовал новый Указ «О неучреждении в Пе­тербурге заводов свечных, сальных, мыловаренных и кожевенных, без особого дозволения и определения места от Военного Генерал-Губернатора». В этом документе говорится о пагубном влиянии этих заво­дов на воздух и воду.

22 сентября 1833 г. было опубликовано «Положение о размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и других заведе­ний в Санкт-Петербурге», где была дана градация предприятий по группам вредности.

Ответственность за технику безопасности была отмечена 31 октября 1831 г. в документе «Об ответственности архитекторов за прочное устрой­ство подмосток при строениях».

Анализ травматизма был впервые приведен в статье «Смертность от неосторожности, исчисленной по всей России за 1842 г.» на основе мате­риалов из «Ведомостей о происшествиях». В этой статье дается, в частно­сти, классификация травм со смертельным исходом в такой последова­тельности: а) утопленники, б) погибшие от ушиба, в) раздавленные, г) за­мерзшие, д) угоревшие, е) неосторожно застрелившиеся, ж) опившиеся. Наряду с этим автор обосновывает понятие «несчастный случай», в том числе на производстве. Особое место отведено производственным трав­мам, распространенным по губерниям. Автор приводит также «общее чис­ло смятых и раздавленных разными машинами, в особенности, мельница­ми». В этой же статье автор предлагает методику определения травматизма по следующей схеме: «Сначала дается распределение травматизма по гу­берниям, потом отмечаются те, в которых его нет вовсе. Затем следует не­большой комментарий и дается отношение числа пострадавших от данного фактора к числу пострадавших по все группе или к количеству всех травм за год».

Дальнейшим толчком для совершенствования законодательства стало страхование от несчастных случаев, внедренное в 1884-1887 годах.

В связи с применением паровых двигателей и паровых котлов, рабо­тающих с паром повышенного давления (до 6 атм), в 1843 г. правительст­вом был принят Закон «О мерах обеспечения безопасности за действием котельных установок». В этом законе отражены основные положения о Котлонадзоре и о правилах безопасной работы котельных установок. Со­гласно этому закону «котлы должны снабжаться двумя предохранитель­ными клапанами, двумя показателями уровня воды, двумя манометрами и легкоплавкой контрольной пробкой». Было установлено также обязатель­ное гидравлическое испытание котлов на повышенное давление с после­дующим клеймением и проведение повторных испытаний через 3 года.

В этом документе были отражены также требования к помещению ко­тельной, в которой должно быть не менее 27 объемов самого котла, а в противоположных стенках должны размещаться широкие окна с легкими рамами, открывающими наружу. Расположение жилых помещений над ко­тельными запрещалось. Во время эксплуатации котельных установок тре­бовалось регулярно производить их очистку от земли, шлаков и накипи, а также следить за исправностью предохранительных средств. Регламенти­ровалась величина допустимого пара в котлах до 6 атм.

«Правила Котлонадзора» основательно изменились в 1890 г. и час­тично перерабатывались до 1911 г. Вплоть до 1913 г. «Правила Котлонад­зора были единственным общегосударственным законом в области техни­ки безопасности... в основном выполнявшимися, так как неисполнение их могло повлечь тюремное заключение на срок до одного года». В качестве разработчиков указанных правил был, в частности, профессор П. П. Мель­ников, специалист Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Законы Котлонадзора были разработаны в 1911 г. при участии из­вестного специалиста по котлам, профессора Санкт-Петербургского тех­нологического института Г. Ф. Деппа.

Характерно, что видные политические деятели также принимали уча­стие в улучшении охраны труда. Так, министр финансов Е. Ф. Канкрин в 1835 г. послал московскому мануфактурному Совету секретный документ «О мерах к постепенному улучшению состояния рабочих на фабриках».

Позднее министерство финансов выступило с сообщением «О приня­тии фабрикантами и заводчиками мер предосторожности против несчастий при употреблении машин». А в1859 г. при министерстве финансов была образована комиссия под председательством А. Ф. Штакельберга для соз­дания нового фабричного и заводского Устава, в котором были требования по охране труда.

В 1871 г. был издан «Промышленный Устав», обязывающий предпри­нимателей использовать безопасную технику.

В середине 60-х годов XIX века петербургским генерал-губернатором была создана комиссия для осмотра фабрик и заводов с целью выявления условий труда и быта рабочих. Комиссия выработала проект закона об ох­ране труда. В Москве в 70-х годах также была создана аналогичная комис­сия по указанию московского генерал-губернатора. Этой комиссией был выработан свой проект закона об охране труда. Однако оба проекта не бы­ли утверждены.

В Петербургском обязательном постановлении 1882 г. уделялось это­му вопросу (охране труда и здоровья рабочих) незначительное место, на­пример, там имеется такое правило «леса при строительстве должны быть устраиваемы с надлежащей надежностью и ограждены перилами».

В Московском обязательном постановлении 1888 г. вопросы по ох­ране труда и здоровья рабочих были разработаны гораздо подробнее.

1 июня 1882 г. был издан закон об охране детского труда и создана фабричная инспекция, следившая за его исполнением.

По Закону 1886 г. издание обязательных Постановлений «О мерах для охраны жизни и здоровья рабочих» было возложено на Присутствия по фабричным делам, учрежденные в каждой губернии. Этот порядок приво­дил к произволу со стороны работодателей и несогласованности меро­приятий в новых губерниях. Поэтому в 1899 г. в Учреждении главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия было решено издать но­вые правила. Эту работу выполнял отдел промышленности. После замеча­ний ряда промышленных организаций в 1913 г. окончательный проект был издан под редакцией В. В. Громана в виде «Правил о мерах безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности» (СПб, тип В. Ф. Киршбаума, 1913). Эти правила состояли из введения, основной части и приложений. Во введении были представлены организационные вопросы относительно эксплуатации оборудования; ведение документации; охрана труда малолетних, подростков и женщин. Во введении отмечен также над­зор за исполнением правил и ответственность за их нарушение, а также порядок введения в действие указанных правил.

В основной части были выделены такие разделы: устройство и содер­жание промышленных заведений, паровые котлы и иные приборы и аппа­раты, работающие под давлением выше атмосферного; машины-двигатели, трансмиссии, исполнительные механизмы; ручные механизмы для пере­мещения тяжестей подъемные машины и другие механизмы.

Большим достоинством этих правил был обобщенный подход к обо­рудованию, на основании, которого не вдаваясь в специфику работы обо­рудования, была изучена безопасная работа привода, в основном парового, трансмиссий и исполнительных механизмов.

В приложениях к основным правилам рассматривались дополнитель­ные правила относительно устройства и содержания лечебных заведений для участников больничных касс, а также относительно норм оказания врачебной помощи; относительно устройства, содержания и освидетельст­вования паровых котлов; правила для кочегаров, изданные Владимирским присутствием по фабричным делам, и циркуляр от 25 июля 1910 г. № 14.582 о порядке разрешения открытия промышленных заведений.

В 1903 году Государственный Совет России принял закон «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев», утвер­жденные императором Николаем II.

Приведем дословно только две статьи из этих правил, представляю­щие сравнительный интерес.

«20. О всяком несчастном случае, подходящем под действие настоя­щих Правил, лицо, заведующее предприятием, или владелец оного обяза­ны немедленно давать знать ближайшей полицейской власти, а также од­новременно сообщать, по установленной Главным по фабричным и горно­заводским делам Присутствием форме, подлежащему Фабричному Ин­спектору или Окружному Инженеру. Потерпевшие могут требовать изве­щения полиции и Фабричного Инспектора или Окружного Инженера о всяком случае телесного повреждения, хотя бы и не подходящем под дей­ствие настоящих правил.

21. Немедленно по получении указанного в статье 20 извещения по­лиция составляет на месте происшествия протокол, приглашая к сему ли­цо, заведующее предприятием, или владельца онаго, самого потерпевшего (если он может явиться), врача или, за невозможностью немедленно прига­сить его, фельдшера, очевидцев происшествия из рабочих и, если можно, постороннее лицо, сведующее в работе, при которой произошлотелесное повреждение».(Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том XXIII, отделение I, СПБ, 1905, документ 23060).

Сравним соответствующее положение Трудового кодекса (ТК РФ) с приведенными правилами царской России. Согласно ТК РФ  работодатель (его заместитель) организует выполнение всех функций по расследованию и учету легких несчастных случаев на производстве, ос­таваясь в то же время ответственным за состояние охраны труда на произ­водстве. При таких полномочиях работодателя (его заместителя) ошибоч­ные и волевые решения неизбежны. Практика подтверждает это вывод. В печати сообщалось о значительном числе сокрытых даже летальных слу­чаев, выявленных Рострудинспекцией. Легкие же несчастные случаи не учитываются в массовом порядке. Об этом можно судить по такому пока­зателю, как соотношение общего числа несчастных случаев к числу несча­стных случаев с летальным исходом. По данным зарубежных исследова­ний, этот показатель находится в пределах 500. 800. По нашим расчетам, в России это показатель на порядок ниже и имеет постоянную тенденцию к снижению (в настоящее время он равен ~20). Российская система охраны труда нуждается в системной реорганизации на основе научных достиже­ний отечественного и зарубежного опыта.

В Советском Союзе, а теперь в России действует разветвленное зако­нодательство в области безопасности в разных сферах (охрана труда, про­мышленная безопасность, техническое регулирование и др.).

Оно, естественно, отличается от законодательства прошлых времен. Однако, необходимо заметить, что в старом, недействующем ныне законо­дательстве есть такие положения, которые не потеряли своего историче­ского или теоретического значения.

Таким, в частности, является первый в мире государственный доку­мент под названием «Рекомендации. Управление охраной труда. Основные положения», утвержденный в 1983 году Госстандартом СССР и ВЦСПС.

  

Совершенствуя законодательство, необходимо учитывать опыт прошлого, что позволяет избежать ошибок.

  Краткий исторический обзор свидетельствует о том, что вопросы безопасности человека всегда имели приоритетное значение.

 

Источник: Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности. История. Теория. Практика. Концептуальные аспекты / О. Н. Русак. - СПб.: СПбГЛТУ, 2016. - 88 с.