Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Опубликовано 14.01.2019

Стадниченко Вячеслав Леонидович, Семерджиева Елена Владимировна, 

Развивающиеся экономика и рынок труда требуют переосмысления подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования с ориентацией на личностное развитие, формирование профессиональной культуры и основ здорового образа жизни.

Современное общество предъявляет новые возросшие требования к знаниям учащихся, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы. В качестве доминирующей стратегии профессионального обучения целесообразно поставить исследовательскую, которая ставит своей целью формирование высококомпетентного здорового специалиста [1].

Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у них целого спектра умений и навыков. В основе такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован [2].

Любая образовательная технология имеет свои «плюсы» и «минусы» и организовывая научно-исследовательскую работу в учебном заведении, необходимо помнить об этом. Наряду с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская деятельность имеет свои негативные стороны. По-нашему мнению это: 1) неравномерность нагрузки студентов и преподавателей на разных этапах работы; 2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы принимает участие несколько человек); 3) риск неудачного окончания работы; 4) невозможность включить значительное число обучающихся в исследовательскую работу.

В техникуме разработана программа «Одаренные дети», целью которой является  выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности; создание условий для развития личности студентов, решение проблем здоровьесбережения, формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

В рамках программ в техникуме работают научное общество обучающихся  «Эрудит», «Малое конструкторское бюро».

Занятие творческой исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить свое профессиональное образование в высших учебных заведениях. Именно проектно-исследовательские технологии дают возможность реализовать функции преподавателя как организатора учебной деятельности студентов, авторитетного источника информации, консультанта, эксперта. Преподаватель является основным руководителем проекта и последующей исследовательской деятельности обучающихся, а также координатором работы микрогрупп.

Мотивация студентов усиливается благодаря связи теории с практикой и будущей профессиональной деятельностью, творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности перед членами своей группы, ознакомлению с различными точками зрения, возможности выразить и обосновать свой взгляд на изучаемые явления.

Проектно-исследовательская технология позволяет глубоко развивать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому признание собственной значимости и необходимости в коллективе. Каждый учащийся видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала микрогруппы, а затем и всего коллектива. Он понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому появляется стремление не отстать от других. В то же время возникает оценка своих учебных возможностей, что определяет введение самодифференциации: по уровню сложности задания, по времени выполнения, по объему сделанного.

Сравнение этих показателей с показателями других участников микрогрупп (или соседней микрогруппы) заставляет учащегося в пределах возможного корректировать свои характерологические данные.

Контроль внешний, который обязательно присутствует в традиционной педагогике, уступает место результатам работы над проектом. Оценивается продукция: её качество, соответствие проекту, своевременность выполнения. Вместе с тем необходимо периодическое предъявление учащимися промежуточных результатов для коррекции и регулирования выполняемой работы.

Студенты с большим желанием выбирают темы исследований, направленные на формирование здорового образа жизни и изучение факторов, влияющих на их здоровье: «Изучение влияние ультрафиолетового излучения возникающего при сварке на организм человека», «Определение ионов свинца в окружающей среде», «Изучение состава воздушной среды в газосварочной мастерской», «Исследование качества питьевой воды города Старый Оскол», «Определение нитратов в продуктах питания» и другие.

Результаты полученных исследований доводим до сведения всех обучающихся техникума при проведении ежегодной конференции «Наука – практике». В ходе конференции представляются научно-исследовательские работы студентов, выполненные под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения по направлениям: гуманитарное, естественнонаучное, техническое, информационные технологии. Исследовательские работы носят практический характер, связаны с будущей профессией, отражают современные проблемы человечества и показывают разрешения стоящих проблем.

При организации урочной и внеурочной деятельности студентов большое внимание уделяем пропаганде здорового образа жизни. Педагоги техникума систематически проводят тематические классные часы о вреде курения и руководства по освобождению от никотиновой зависимости с разработкой памяток для студентов; проводим массовые мероприятия на уровне техникума и области: акции «День без сигарет», «Меняем сигарету на конфету», конкурс плакатов и рисунков на асфальте; рекламу здорового образа жизни, участвуя в конкурсе агитбригад «Нет вредным привычкам», месячнике «Здоровый образ жизни», путешествии по станциям «Бегом от вредных привычек». Все мероприятия организуются в тесном сотрудничестве с представителями работников медицинских учреждений и наркоконтроля и других государственных организаций и учреждений.

Ежегодно студенты нашего техникума весной и осенью принимают участие в экологических субботниках и рейдах по очистке территории города, берегов реки, лесных полос.

Результатами проектно-исследовательской работы обучающихся являются сообщения, доклады, рассказы, альбомы, видеофильмы, «круглые столы», стенды с фото, презентации. В ходе планомерной систематической работы, организованной в техникуме, студенты учатся участвовать в дискуссии, формируют умение высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным проблемам, самостоятельный взгляд на происходящие события; понимание значения совместных усилий, работе в группе; осознание своих возможностей и значимости при работе в группе; развитие подлинной активности (взамен реактивности).

Занятия в лабораториях и мастерских помогают обучающимся утвердиться в правильности выбранного ими пути. Став студентами высших учебных заведений, они продолжают вести исследовательскую работу, пишут статьи, активно участвуют в различных конференциях. Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов.

 

Литература

  1. Ивасенко А. С. Управление проектами: учебное пособие / А. С. Ивасенко, Я. И. Николаева, М. В. Каркавин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009.

2. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. – М., 2011. – С. 44-50.

 

ИСТОЧНИК: Педагогика безопасности: наука и образование [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 ноября 2018 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. и ред. В. В. Гафнер. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).