Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ФГОС БЖД ВО

 

ФГОС дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" высшего образования

 

 

 Вопросы безопасности жизнедеятельности во ФГОС 3++ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Гафнер Василий Викторович, к.п.н., доцент,

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия  

 

опубликовано: Гафнер В.В. Вопросы безопасности жизнедеятельности во ФГОС 3++ высшего образования // Педагогика безопасности: наука и образование [Электронный ресурс] : материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 17 ноября 2017 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. и ред. В. В. Гафнер. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). https://elibrary.ru/item.asp?id=32606732

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА НА ЭТУ ТЕМУ РАЗМЕЩЕНА В КОНЦЕ ТЕКСТА

 

Аннотация. Рассмотрены нормативные документы, определяющие содержание ФГОС 3++ высшего образования в области безопасности жизнедеятельности и выявлены несоответствия. Приведены предложения для ФГОС 3++ по устранению несоответствий.

Ключевые слова: ФГОС, федеральные государственные образовательные стандарты, безопасность жизнедеятельности, высшие учебные заведения.

 

THE LIFE SAFETY ISSUES IN GEF 3++ HIGHER EDUCATION

 

Gafner V.V.

Ural State Pedagogical University,

Yekaterinburg, Russian Federation

 

Abstract. Reviewed regulatory documents that determine the content of GEF 3++ higher education in the field of health and safety. Discrepancies. The proposals for GEF 3++ for fixing the problems.

Keywords: GEF, federal state educational standards, life safety, higher educational establishments.

 

E-mail: gafnerw@mail.ru

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст.20) и Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ст.10), организуется подготовка населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Обучение населения в области гражданской обороны относится к мероприятиям по реализации государственной политики в области гражданской обороны, что отражено в «Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» (утв. Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696). Порядок обязательной подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны определяется постановлениями Правительства РФ.

В «Положении о подготовке населения в области гражданской обороны» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841) (п.4) и «Положении о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547) (п.2) указывается, что обучению подлежат, среди других категорий населения, «обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются – обучающиеся)»; подготовка осуществляется в рамках обучения (в учебное время) по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (общее образование) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (высшее образование).

В связи с этим, в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 (п. 4) указывается следующее: «Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (кроме федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и примерных основных образовательных программ (кроме образовательных программ дошкольного образования) обеспечить получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Таким образом, в соответствии с указанными документами, на уровне высшего образования (ВО) дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна изучаться на уровнях бакалавриата, магистратуры и специалитета (кроме аспирантуры), а федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) должны обеспечить обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Однако разработанные Федеральными учебно-методическими объединениями проекты ФГОС ВО 3++ для магистратуры, размещенные на портале ФГОС ВО (http://fgosvo.ru/fgosvo), не содержат универсальной компетенции «Безопасность жизнедеятельности» (код УК-8). Обязательная подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны для будущих магистров не входит в программу их обучения, что является нарушением указанных выше федеральных законов и постановлений Правительства РФ, а также письма Минобрнауки РФ «О доработке проектов ФГОС и разработке ПООП» № 05-735 от 23.03.2017 г. С сентября текущего года Минобрнауки РФ приступило к утверждению новых ФГОС ВО 3++ (магистратура) на основе проектов ФГОС ВО 3++ без универсальной компетенции «Безопасность жизнедеятельности» (код УК-8).

Универсальная компетенция «Безопасность жизнедеятельности» (код УК-8) в макетах рассматриваемых ФГОС ВО 3++ (п.3.2.) сформулирована так: «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций». На наш взгляд, данная формулировка не соответствует требованиям нормативно-правовых документов по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требованиям нормативно-правовых документов по обучению в области гражданской обороны, пожарной безопасности, охраны труда. Формулировка компетенции во ФГОС ВО 3+ более соответствовала нормативным документам, хотя и не в полной мере.

В соответствии с действующим Постановлением Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории Российской Федерации», Правительству РФ было рекомендовано принять комплекс мер по обеспечению безопасности граждан (П. 2.), среди которых – меры по созданию в России единого образовательного пространства в области безопасности личности, общества и государства, для чего: «… в государственных образовательных стандартах общего и профессионального образования обеспечить развитие образовательной области "Безопасность жизнедеятельности" за счет разработки концепции содержания учебных предметов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности", отражающей современные проблемы безопасности».

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» (утв. Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696) отмечается «растущая угроза проявлений экстремизма», «современных вооруженных конфликтов».

В «Организационно-методических указаниях по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы» среди недостатков, влияющих на качественное и комплексное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах отмечены «… Проекты примерных программ … дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», разрабатываемые на основе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов, не учитывают все аспекты безопасности, чем нарушается исходная идея единого пространства обучения в области безопасности жизнедеятельности».

Изучив приведенные выше документы и, дополнительно, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 25), выясняется, что в них под «обучением в области гражданской обороны» и «подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «обучением обучающихся мерам пожарной безопасности» понимается:

обучение действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обучение действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обучение основным способам защиты населения и территорий от природного и техногенного характера;

формирование знаний, умений, навыков в области обеспечения пожарной безопасности;

изучение порядка действий по сигналам оповещения;

изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;

изучение правил охраны жизни людей на водных объектах;

изучение правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

изучение правила охраны жизни людей на водных объектах;

освоение практического применения полученных знаний.

К современным проблемам безопасности можно отнести киберугрозы, терроризм, экстремизм, вооруженные конфликты. В нарушение требований нормативных документов, ничего из перечисленного выше во ФГОС ВО 3++ не вошло.

По заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 3.1.1/4186 «Разработка примерной программы дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и ее методического обеспечения» специалистами была разработана примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет) и утверждена в качестве примерной Научно-методическим советом по безопасности жизнедеятельности Министерства образования и науки РФ 17 ноября 2009 г., протокол № 3. Общая трудоемкость дисциплины по данной программе составляет 6 зачетных единиц. Однако, данная программа в полном объеме реализуется крайне редко. Требуется коррекция данной программы и разработка программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для магистратуры.

Наблюдаемая в ВУЗах практика снижения учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» до 2-3 зачетных единиц (з.е.) (72-108 академических часов) не позволяет обеспечить получение гражданами нашей страны подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, т. е. решать задачи,  установленные соответствующими постановлениями Правительства РФ (так, только на освоение приемов оказания первой помощи требуется в среднем около 30 аудиторных часов).

В Постановлении Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории Российской Федерации», указывается (П. 2.): «… в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования предусмотреть обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", рассчитанной на учащихся всех возрастных категорий». По аналогии считаем, что во ФГОС ВО должен быть определен обязательный минимум учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», так же, как это сделано для дисциплин по физической культуре и спорту.

В связи с вышеизложенным рекомендуется соответствующим ведомствам принять меры в осуществлении контроля за исполнением нормативных документов по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на уровне высшего образования, а также в приведении ФГОС ВО в соответствии с ними:

1) Включить во ФГОС ВО 3++ магистратуры универсальную компетенцию «Безопасность жизнедеятельности» (код УК-8) и дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

2) Скорректировать формулировку универсальной компетенции «Безопасность жизнедеятельности» (код УК-8) ФГОС ВО 3++ таким образом, чтобы она отражала задачи защиты населения от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, оказания первой помощи, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, охраны труда, современные проблемы безопасности.

3) Обновить программу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений подготовки высшего образования, чтобы они отражали задачи защиты населения от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, оказания первой помощи, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, охраны труда, современные проблемы безопасности.

4) Указать во ФГОС ВО 3++ обязательный минимум учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: 

- по программам бакалавриата и специалитета – в объеме не менее 6 з.е.;

- по программе магистратуры – в объеме не менее 3 з.е.

 

Список литературы

  1. Об основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696).
  2. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы».
  3. Письмо Минобрнауки РФ «О доработке проектов ФГОС и разработке ПООП» № 05-735 от 23.03.2017 г.
  4. Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841).
  5. Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547).
  6. Постановление Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  9. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

 

 скачать презентацию доклада

Гафнер В.В. Универсальная компетенция УК-8 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СОДЕРЖАНИИ ФГОС 3++: анализ содержания и проблемы внедрения

на Всероссийском совещании 10-12 октября  2017 г, Дивноморское, ССОК ДГТУ «Радуга»