История законодательства по безопасности
Систематического и достоверного описания этого вопроса нами не найдено. Сведения носят отрывочный характер. Некоторые данные противоречивы.
Первые правила по технике безопасности, появившиеся в России, относятся к XVI веку.
Документ назывался «Как зачать делать новая труба на новом месте». Это правила безопасности для солеваренного производства.
В другом документе сообщается, что Иван Грозный выдал Троице-Сергиевскому монастырю 4 октября 1543 года грамоту, которая освобождала от уплаты штрафа в размере гривны за погибшего на монастырских работах.
В другой грамоте, выданной этому же монастырю, указывается на ответственность за бытовые травмы в пределах монастыря.
К 1724 г. в российских законодательных актах упоминается о введении должности врача на казенных заводах России на основании приказа: «При оных же заводах надлежит быть лекарю с медикаментами».
Таким образом, можно сделать вывод о становлении законодательной базы по охране труда на производстве и об ответственности работодателя за травму или гибель работника.
Важный вклад в становлении охраны труда как науки внес М. В. Ломоносов. В частности, в рудниках он уделил основное внимание креплению породы под землей и спуску людей в шахты, а также вентиляции. При измельчении руды он предлагал защитить рабочего от осколков, в металлургическом цехе он требовал просушивать изложницу в целях предупреждения от ожогов брызгами раскаленного металла при мгновенном испарении влаги. Не были забыты им спецодежда и индивидуальные средства защиты. Важное значение Ломоносов уделял режиму работы рудокопов, предусматривая ее в 3 смены по 7 часов и включая 3 часа на отдых.
В середине XVIII в. был издан документ, предписывающий соблюдение правил безопасности на производстве под названием: «Регламент и работные регулы на суконные и карамзейные фабрики», состоявшийся по докладу, учрежденной для рассмотрения о суконных фабриках Комиссии».
В документе обращалось внимание на пожарную безопасность, освещение, температуру в помещениях, организацию труда рабочих разных специальностей, изоляцию вредных производств, размеру проходов и проездов, а также приводилась система штрафов или других наказаний за плохую работу и недостойное поведение: «В первый раз плетьми, в другой раз батожьем бить; или вычетом заслуженной платы за три месяца наказать; в третий раз ссылкой на один год в каторжную тюрьму отправить, а ежели кто дерзнет вышеупомянутых людей, - фабричного содержателя и других начальников, рукой или побоями оскорбить, того бить кнутом и по обстоятельству дела осудить в каторжную работу на несколько годов или вечно».
Бурное развитие промышленности, транспорта и соответственно городов вынудило принять правительством России Указ от 2 августа 1802 г. «О наблюдении начальниками городских полиций за чистотой и опрятностью в городах».
12 сентября 1821 г. последовал новый Указ «О неучреждении в Петербурге заводов свечных, сальных, мыловаренных и кожевенных, без особого дозволения и определения места от Военного Генерал-Губернатора». В этом документе говорится о пагубном влиянии этих заводов на воздух и воду.
22 сентября 1833 г. было опубликовано «Положение о размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и других заведений в Санкт-Петербурге», где была дана градация предприятий по группам вредности.
Ответственность за технику безопасности была отмечена 31 октября 1831 г. в документе «Об ответственности архитекторов за прочное устройство подмосток при строениях».
Анализ травматизма был впервые приведен в статье «Смертность от неосторожности, исчисленной по всей России за 1842 г.» на основе материалов из «Ведомостей о происшествиях». В этой статье дается, в частности, классификация травм со смертельным исходом в такой последовательности: а) утопленники, б) погибшие от ушиба, в) раздавленные, г) замерзшие, д) угоревшие, е) неосторожно застрелившиеся, ж) опившиеся. Наряду с этим автор обосновывает понятие «несчастный случай», в том числе на производстве. Особое место отведено производственным травмам, распространенным по губерниям. Автор приводит также «общее число смятых и раздавленных разными машинами, в особенности, мельницами». В этой же статье автор предлагает методику определения травматизма по следующей схеме: «Сначала дается распределение травматизма по губерниям, потом отмечаются те, в которых его нет вовсе. Затем следует небольшой комментарий и дается отношение числа пострадавших от данного фактора к числу пострадавших по все группе или к количеству всех травм за год».
Дальнейшим толчком для совершенствования законодательства стало страхование от несчастных случаев, внедренное в 1884-1887 годах.
В связи с применением паровых двигателей и паровых котлов, работающих с паром повышенного давления (до 6 атм), в 1843 г. правительством был принят Закон «О мерах обеспечения безопасности за действием котельных установок». В этом законе отражены основные положения о Котлонадзоре и о правилах безопасной работы котельных установок. Согласно этому закону «котлы должны снабжаться двумя предохранительными клапанами, двумя показателями уровня воды, двумя манометрами и легкоплавкой контрольной пробкой». Было установлено также обязательное гидравлическое испытание котлов на повышенное давление с последующим клеймением и проведение повторных испытаний через 3 года.
В этом документе были отражены также требования к помещению котельной, в которой должно быть не менее 27 объемов самого котла, а в противоположных стенках должны размещаться широкие окна с легкими рамами, открывающими наружу. Расположение жилых помещений над котельными запрещалось. Во время эксплуатации котельных установок требовалось регулярно производить их очистку от земли, шлаков и накипи, а также следить за исправностью предохранительных средств. Регламентировалась величина допустимого пара в котлах до 6 атм.
«Правила Котлонадзора» основательно изменились в 1890 г. и частично перерабатывались до 1911 г. Вплоть до 1913 г. «Правила Котлонадзора были единственным общегосударственным законом в области техники безопасности... в основном выполнявшимися, так как неисполнение их могло повлечь тюремное заключение на срок до одного года». В качестве разработчиков указанных правил был, в частности, профессор П. П. Мельников, специалист Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Законы Котлонадзора были разработаны в 1911 г. при участии известного специалиста по котлам, профессора Санкт-Петербургского технологического института Г. Ф. Деппа.
Характерно, что видные политические деятели также принимали участие в улучшении охраны труда. Так, министр финансов Е. Ф. Канкрин в 1835 г. послал московскому мануфактурному Совету секретный документ «О мерах к постепенному улучшению состояния рабочих на фабриках».
Позднее министерство финансов выступило с сообщением «О принятии фабрикантами и заводчиками мер предосторожности против несчастий при употреблении машин». А в1859 г. при министерстве финансов была образована комиссия под председательством А. Ф. Штакельберга для создания нового фабричного и заводского Устава, в котором были требования по охране труда.
В 1871 г. был издан «Промышленный Устав», обязывающий предпринимателей использовать безопасную технику.
В середине 60-х годов XIX века петербургским генерал-губернатором была создана комиссия для осмотра фабрик и заводов с целью выявления условий труда и быта рабочих. Комиссия выработала проект закона об охране труда. В Москве в 70-х годах также была создана аналогичная комиссия по указанию московского генерал-губернатора. Этой комиссией был выработан свой проект закона об охране труда. Однако оба проекта не были утверждены.
В Петербургском обязательном постановлении 1882 г. уделялось этому вопросу (охране труда и здоровья рабочих) незначительное место, например, там имеется такое правило «леса при строительстве должны быть устраиваемы с надлежащей надежностью и ограждены перилами».
В Московском обязательном постановлении 1888 г. вопросы по охране труда и здоровья рабочих были разработаны гораздо подробнее.
1 июня 1882 г. был издан закон об охране детского труда и создана фабричная инспекция, следившая за его исполнением.
По Закону 1886 г. издание обязательных Постановлений «О мерах для охраны жизни и здоровья рабочих» было возложено на Присутствия по фабричным делам, учрежденные в каждой губернии. Этот порядок приводил к произволу со стороны работодателей и несогласованности мероприятий в новых губерниях. Поэтому в 1899 г. в Учреждении главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия было решено издать новые правила. Эту работу выполнял отдел промышленности. После замечаний ряда промышленных организаций в 1913 г. окончательный проект был издан под редакцией В. В. Громана в виде «Правил о мерах безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности» (СПб, тип В. Ф. Киршбаума, 1913). Эти правила состояли из введения, основной части и приложений. Во введении были представлены организационные вопросы относительно эксплуатации оборудования; ведение документации; охрана труда малолетних, подростков и женщин. Во введении отмечен также надзор за исполнением правил и ответственность за их нарушение, а также порядок введения в действие указанных правил.
В основной части были выделены такие разделы: устройство и содержание промышленных заведений, паровые котлы и иные приборы и аппараты, работающие под давлением выше атмосферного; машины-двигатели, трансмиссии, исполнительные механизмы; ручные механизмы для перемещения тяжестей подъемные машины и другие механизмы.
Большим достоинством этих правил был обобщенный подход к оборудованию, на основании, которого не вдаваясь в специфику работы оборудования, была изучена безопасная работа привода, в основном парового, трансмиссий и исполнительных механизмов.
В приложениях к основным правилам рассматривались дополнительные правила относительно устройства и содержания лечебных заведений для участников больничных касс, а также относительно норм оказания врачебной помощи; относительно устройства, содержания и освидетельствования паровых котлов; правила для кочегаров, изданные Владимирским присутствием по фабричным делам, и циркуляр от 25 июля 1910 г. № 14.582 о порядке разрешения открытия промышленных заведений.
В 1903 году Государственный Совет России принял закон «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев», утвержденные императором Николаем II.
Приведем дословно только две статьи из этих правил, представляющие сравнительный интерес.
«20. О всяком несчастном случае, подходящем под действие настоящих Правил, лицо, заведующее предприятием, или владелец оного обязаны немедленно давать знать ближайшей полицейской власти, а также одновременно сообщать, по установленной Главным по фабричным и горнозаводским делам Присутствием форме, подлежащему Фабричному Инспектору или Окружному Инженеру. Потерпевшие могут требовать извещения полиции и Фабричного Инспектора или Окружного Инженера о всяком случае телесного повреждения, хотя бы и не подходящем под действие настоящих правил.
21. Немедленно по получении указанного в статье 20 извещения полиция составляет на месте происшествия протокол, приглашая к сему лицо, заведующее предприятием, или владельца онаго, самого потерпевшего (если он может явиться), врача или, за невозможностью немедленно пригасить его, фельдшера, очевидцев происшествия из рабочих и, если можно, постороннее лицо, сведующее в работе, при которой произошлотелесное повреждение».(Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том XXIII, отделение I, СПБ, 1905, документ 23060).
Сравним соответствующее положение Трудового кодекса (ТК РФ) с приведенными правилами царской России. Согласно ТК РФ работодатель (его заместитель) организует выполнение всех функций по расследованию и учету легких несчастных случаев на производстве, оставаясь в то же время ответственным за состояние охраны труда на производстве. При таких полномочиях работодателя (его заместителя) ошибочные и волевые решения неизбежны. Практика подтверждает это вывод. В печати сообщалось о значительном числе сокрытых даже летальных случаев, выявленных Рострудинспекцией. Легкие же несчастные случаи не учитываются в массовом порядке. Об этом можно судить по такому показателю, как соотношение общего числа несчастных случаев к числу несчастных случаев с летальным исходом. По данным зарубежных исследований, этот показатель находится в пределах 500. 800. По нашим расчетам, в России это показатель на порядок ниже и имеет постоянную тенденцию к снижению (в настоящее время он равен ~20). Российская система охраны труда нуждается в системной реорганизации на основе научных достижений отечественного и зарубежного опыта.
В Советском Союзе, а теперь в России действует разветвленное законодательство в области безопасности в разных сферах (охрана труда, промышленная безопасность, техническое регулирование и др.).
Оно, естественно, отличается от законодательства прошлых времен. Однако, необходимо заметить, что в старом, недействующем ныне законодательстве есть такие положения, которые не потеряли своего исторического или теоретического значения.
Таким, в частности, является первый в мире государственный документ под названием «Рекомендации. Управление охраной труда. Основные положения», утвержденный в 1983 году Госстандартом СССР и ВЦСПС.
Совершенствуя законодательство, необходимо учитывать опыт прошлого, что позволяет избежать ошибок.
Краткий исторический обзор свидетельствует о том, что вопросы безопасности человека всегда имели приоритетное значение.
Источник: Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности. История. Теория. Практика. Концептуальные аспекты / О. Н. Русак. - СПб.: СПбГЛТУ, 2016. - 88 с.