Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

1.1. Основные понятия и определения БЖД

Опубликовано 10.01.2023

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о безопасности жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и природной среды, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.

 Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача — это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов.

 

 

 

Не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», «Гражданская оборона», учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

 

 

 

Таким образом, к концу 20‑го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат.

 

 

 

Запомни! В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом № 473 Госкомвуза СССР.

 

 

 

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области комплексного представления об источниках, количестве и степени негативного влияния вредных и опасных факторов среды обитания; принципах и методах качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду обитания.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Цель изучения дисциплины заключается в приобретении знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности по специальности с учетом риска возникновения техногенных аварий и природных опасностей, которые могут послужить причиной чрезвычайных ситуаций и привести к неблагоприятным последствиям на объектах хозяйствования, а также в формировании ответственности за личную и коллективную безопасность(получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла).

Задачи дисциплины:

1. Идентификация опасностей (распознавание их вида, определение пространственных и временных координат, величины и вероятности их проявления).

2. Непрерывный мониторинг и контроль опасностей, разработка и использование средств защиты от них.

3. Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения — принятие адекватных решений и выполнение действий, направленных на их ликвидацию.

Исходя из выше изложенных положений, БЖД — это область научно‑практической деятельности, направленной на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на организм человека, основ защиты жизни и здоровья человека, среды его обитания, а также на разработку и реализацию соответствующих мероприятий направленных на создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизнедеятельности человека.

Дисциплина БЖД выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследования, которые учитывают существенные особенности действительности, то есть содержат компоненты общей науки о безопасности.

Рассмотрим некоторые основополагающие понятия БЖД.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования. Это постоянное взаимодействие человека с факторами бытовой, производственной, природной, социальной среды.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека происходит в результате предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так и потенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов, составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующие компоненты безопасности жизнедеятельности человека:

1) личная безопасность (безопасность самого себя);

2) экологическая безопасность (безопасное состояние экосистемы);

3) социальная безопасность (безопасное существование человека в обществе, в том числе и в процессе труда);

4) глобальная безопасность (безопасность биосферы и техносферы в глобальном масштабе).

Важнейшим понятием, определяющим во многом и концепцию и стратегию разработки мер по обеспечению устойчивости и безопасности системы «человек — среда обитания», является само понятие безопасности.

Безопасность — это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. При этом имеется в виду, что обеспечиваются условия, при которых исключается появление опасностей или превышение научно обоснованных допустимых уровней опасных факторов.

В более узком значении понятие безопасность трактуется как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается возможность реализации потенциальных опасностей, т. е. причинение вреда (ущерба здоровью человека). Если же говорить о безопасности системы «человек — машина — среда», то надо иметь в виду, что ее параметры не являются неизменными и могут приводить систему, как в безопасное, так и в опасное состояние. В этом случае уместно говорить о безопасности как о свойстве системы.

Таким образом, можно дать следующее определение: безопасность — это свойство систем «Человек — машина — среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб от неизбежных при этом непрерывных энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Наличие в определении безопасности выражений «определенная вероятность», «заданная вероятность» непосредственно связано с основополагающим постулатом БЖД — аксиомой о потенциальной опасности любой деятельности и признанием в этой связи факта о принципиальной недостижимости абсолютной безопасности.

Основные положения теории безопасности жизнедеятельности могут быть представлены в виде ряда аксиом.

Аксиома 1. (Главная аксиома). Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.

Иначе говоря — любая деятельность потенциально опасна.

Эта аксиома предполагает следующее: создаваемые человеком технические средства, техника и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. Например, создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы. Но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей.

Также, потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей и проявляется при определенных условиях.

Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами; изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и т. д.

Аксиома 2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.

Эта аксиома фактически декларирует принципиальную возможность оптимизации любой деятельности с точки зрения ее безопасности и эффективности.

Аксиома 3. Естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости и (или) способностью к длительному негативному влиянию на среду обитания, т. е. остаточным риском.

Аксиома 4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и природную среду (биосферу).

Аксиома 5. Безопасность реальна, если негативные влияния на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Следующая аксиома фактически повторяет предыдущую, но относится к негативным воздействиям на окружающую среду.

Аксиома 6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Аксиома 7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечиваются соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям и их региональным комплексам, а также применением систем экобиозащиты.

Аксиома 8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах должны обладать приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режимов работы.

Аксиома 9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических показателей оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и правил безопасности и экологичности.

При обеспечении безопасности конкретной деятельности решаются следующие задачи:

— идентификация (детальный анализ) опасностей, присущих конкретной деятельности;

— разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей,

— разработка мер ликвидации последствий реализации опасности (оказание первой и квалифицированной медицинской помощи пострадавшим, аварийно-восстановительные работы и т. п.).