Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ. учебник

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ. учебник

Опубликовано 21.01.2019

Культура безпеки в ядершй енергетищ: Шдручник. / В.В. Бегун, С.В. Широков, С.В. Бегун, СМ. Письменний, В.В. Литвинов, 1.В. Казачков. - К.,2012. 563 с.- Рос. мовою.

Учебник разработан на основе существующих материалов по культуре безопасности МАГАТЭ и ГП НАЭК "ЭНЕРГОАТОМ". Новая концепция обеспечения безопасности на основе принципов "культуры безопасности" зародилась в начале нового столетия. В нашей стране она получила распространение пока что только в ядерной отрасли, основной ее тезис: воспитание у персонала опасных производств сознательного соблюдения принципов безопасности. Сущность Культуры безопасности заключается в достижении того, чтобы внимание к безопасности уделялось и организациями, и отдельными лицами. Формируется общая психологическая настроенность на безопасность, которая допускает самокритичность и самопроверку, исключает благодушие и предусматривает развитие чувства персональной ответственности и общего саморегулирования в вопросах безопасности.

Рассчитано на преподавателей дисциплин по безопасности, специалистов гражданской защиты и охраны работы, студентов вузов.

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Эффективность работы по изучению любой темы в значительной мере определяется степенью понимания и осмысления используемой терминологии, включая в первую очередь основные понятия и определения. Учитывая, что термин «культура безопасности» является составным, имеет смысл для лучшего раскрытия значения термина предварительно рассмотреть его составные части. Понятия и определение «культуры» необходимо рассмотреть с точки зрения их участия в раскрытии общего определения «культура безопасности». К ним следует отнести определения культурологии: культура, профессиональная культура, становление культуры, воспитание культуры, история культуры, национальная культура (ментальность), культура производства, культура охраны труда, культура обеспечения безопасности (МОТ), культура организации. Каждое уточняющее дополнение к основному понятию сужает понятийное поле, но делает определение все более конкретным и пригодным для описания исследуемых объектов или процессов. Рассмотрим их последовательно.

2.1. Основные термины культурологии

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это определение приводится в БСЭ. В.И. Даль понимал культуру как «образование - умственное и нравственное». В словаре Ожегова дается такое определение: «Культура -совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». Там же приводятся следующие связанные и поясняющие термины: история культуры, культурность, человек высокой культуры, высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Т.е. понятие (существительное) «культура» используется с дополнением, степень чего оно отображает, и уже по умолчанию предполагает достаточный уровень развития (достижений), который соответствует положительному началу. Но вместе с тем в разговорной речи используются и отрицательные понятия: «человек невысокой культуры», «некультурно», «низкая культура (чего-то)», т.е. понятие «культура» допускает применение степеней сравнения качественного уровня. Кроме крайних степеней: «низкая» и «высокая», существуют промежуточные: посредственный, средний, невысокий уровень культуры. Восприятие этих уровней оценок также зависит от уровня дающих оценку, если оценка производится человеком высокой культуры, то понятие «средний уровень», будет означать немного ниже его уровня, но для других людей такой уровень может быть достаточно высоким. Таким образом, приходим к выводу о многозначности понятия «культура» и возможных качественных оценках уровней, зависимости критериев оценки от уровня развития оценивающего. Второй вывод из анализа определения - достижение определенного уровня культуры - длительный процесс, всегда имеющий свою историю. Также можно сделать вывод о том, что процесс достижения определенного уровня культуры полностью зависит от обстоятельств, окружения и начального уровня субъектов: и обучения, и окружения. По этой причине этот процесс можно назвать медленным, и более подходящим синонимом ему будет слово «воспитание культуры». Проведенный анализ понятия «культура» позволил нам прийти к заключению: в каком бы контексте понятие «культура» ни рассматривалось, оно всегда указывает на процессы улучшения, преобразования, «возделывания», а также на ее связь с деятельностью, общением, влиянием на процессы саморазвития человека. Для конкретизации разных проявлений культуры перечислим некоторые широко известные элементы культуры этноса:

-   Религия (конфессия).

-   Государственный уклад (монархия, республика, федерация, племя).

-   Язык, письменность, алфавит, диалекты.

-   Жильё (вид, форма, материалы).

-   Одежда (вид, форма, материалы).

-   Фольклор, литература, искусство.

-   Основной род деятельности, отношение к труду.

-   Внутрисемейные отношения, отношение к женщине, старикам, детям.

-   Организация досуга, традиции.

-   Отношение к образованию, уровень развития техники.

На основании даже этого не полного перечня основных элементов культуры можно сделать следующее определение: элементами культуры этноса (народа) являются материальные и духовные ценности, которые характеризуют организацию жизни этноса и взаимодействие её членов. Понятие «элементы культуры» позволяет проводить системное исследование культуры, определять уровень культуры, достижения, что в свою очередь, дает возможность проводить ее качественное описание и делать качественные оценки степени ее развития.

Профессиональная культура - включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт [15]. Так, в ядерной энергетике существует устойчивое мнение, что работник становится профессионалом как минимум после 3-х лет практической работы, т.е. после овладения на практике определенными умениями и навыками. За это время (если работник его сможет выдержать) он усваивает все нюансы профессии и мастерства, ранее полученные формальные знания осмысливаются, становятся понятными, проходят через «мозг, руки и душу». Человек, обладающий высокой профессиональной культурой, работает уверенно и красиво, будь то сварщик, оператор или преподаватель.

С внедрением новых технологий (компьютеры, интернет, мобильная связь) и новых тенденций изменяется также внутренняя структура профессионального мира. Иерархия упраздняется, её место занимают системы, в которых компетенция важнее статуса. «Выученное устаревает в новой профессионально-трудовой сфере очень быстро. Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью. ...Кажется, что с наступающим веком информации всё больше развиваются плюрализация, индивидуализация и повышаются требования, предъявляемые к личной свободе. ...Это мир, представляющий одновременно больше свободы и меньше безопасности» [16].

Развитие профессиональной компетенции предполагает освоение и реализацию комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков их применения. Профессиональная культура специалиста, включает способности к непрерывному образованию и самообучению. Именно поэтому среди объективных факторов развития профессиональной компетенции работников выделяется информационная грамотность, как базовая способность, обеспечивающая эффективность обучения и самообразования.

Следует отметить также, что с термином «профессиональная культура» жестко связано понятие «профессионального отбора» - установление соответствия психофизиологических свойств человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой трудовой деятельности. Для большинства профессий АЭС профессиональный отбор является обязательным, для чего на АЭС существуют специальные подразделения.

Становление культуры - процесс формирования определенного уровня культуры, или ее разнообразных граней (сторон). Здесь термин приводится с целью обратить внимание на постепенность процесса, его достаточно большую продолжительность и необходимость затрат энергии (средств) для достижения успеха. Так становление культуры мышления в процессе интеграции знаний заключается в преемственности (восприятие — осознание отдельного знания — интеграция — рождение нового понятия — рефлексия способов познания — умение творческого применения способов познания). В педагогической практике доказана эффективность влияния на становление культуры мышления студентов комплекса дидактических условий, который характеризуется фундаментализацией образования, созданием научно-информационной среды, наличием научно-методического комплекса.

Воспитание культуры - воспитание базовой культуры личности. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения. Мировоззрение представляет собой целое -систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности. У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Убеждения - это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

История культуры - описывает становление культуры нации, сообщества, государства, искусства. (3,5 млн. ссылок в интернете). Применительно к теме «культура безопасности» история будет описана ниже.

Национальная культура (ментальность) - Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Как правило, черты, характеризующие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культуротворческих факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в "серебряный век", и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.

Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы и ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и летучие пески — все это формировало и мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами Великой степи), и фольклорные фантастические образы, и народную философию.

Ментальность - это миросозерцание в категориях и формах родного языка, которые соединяют в себе интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях. Ментальность - тот незримый минимум духовного единения людей, без которого невозможна организация любого общества. Ментальность народа актуализируется в наиболее важных культурных концептах языка. Так основоположник системного анализа А. Богданов определил русскую ментальность троицей национальной русской тектологии: «авось, небось и как-нибудь». Такая идентификация ментальности указывает на бесшабашность русской натуры, безрассудность русского характера, и, в тоже время, спокойную уверенность в своих силах, что подтверждается всей историей народа. Ментальность учитывается при обучении и подготовке операторов для работы на АЭС.

Культура производства - комплексная характеристика предприятия, включающая эффективность производства, применение современных технологий, качество выпускаемой продукции, безаварийную работу, показатели охраны (безопасности) труда, соответствие условий труда требованиям государственной системы стандартов безопасности труда, соблюдение законов о труде, выполнение коллективного договора и др. Существуют устойчивые этимологические формы характеризующие передовые предприятия как «предприятия высокой культуры производства и организации труда».

Культура охраны труда - создание условий труда направленных на профилактику травматизма и несчастных случаев. Вопрос о культуре охраны труда рассматривается на предприятии как культуре специального назначения. Другими словами, охрана труда становится частью корпоративной культуры организации и влияет на формирование положительного имиджа организации. Культура охраны труда создается лидерами на всех уровнях управления организацией и достигается ежедневными действиями и решениями, а также с помощью систем, обеспечивающих деятельность специалистов по безопасности. С другой стороны, сами специалисты по охране труда нуждаются в обучении новым

 

методам управления охраной труда и принципам создания положительной культуры охраны труда в организации. Развитая культура охраны труда на всех предприятиях - основное условие как предотвращения смертей на рабочем месте и профессиональных заболеваний, так и смягчения негативного воздействия глобализации.

Культура обеспечения безопасности - введено в руководстве МОТ [18] как базовый термин, характеризующий безопасность труда на предприятии.

Культура организации (корпоративная культура). Под культурой организации подразумевается сочетание общих ценностей, отношений и поведенческих примеров, признаваемых и разделяемых ее участниками и придающих организации её специфический характер. В целом это понятие значит «как мы обычно поступаем и действуем». Культура организации двойственна по своей сути - с одной стороны, она является чем-то устоявшимся, сформированным на протяжении ряда лет или даже десятилетий (в зависимости от времени существования самой организации), а с другой - зачастую является отражением взглядов определенного лица или группы лиц, обладающих значительным влиянием в организации, являясь в большей степени ситуативным, чем стабильным состоянием. Рисунок 2.1 в самом общем виде отображает процесс становления культуры организации.

 Корпоративная культура - это атмосфера или социальный климат в организации. Многие специалисты выделяют три уровня корпоративной культуры: поверхностный, смысловой и глубинный. Поверхностный уровень - это наблюдаемое поведение: манера поведения, речь, правила, фирменные знаки, одежда (спецодежда), интерьер и другие внешние признаки (аквариумы с золотыми рыбками). Смысловой уровень характеризует формирование ценностей и отношений, сознание целей. Смысловой уровень отображает осознанность профессионального поведения. Глубинный уровень корпоративной культуры - высший уровень, когда ценности воспринимаются автоматически (на подсознательном уровне), как личные ценности.

Просматривая еще раз все приведенные часто применяемые термины, нетрудно прийти к выводу об их взаимосвязи. Более того, в принципе, необходимо рассмотреть терминологию и установить однозначные термины, характеризующие культуру производства.

Компетентность - способность применять знания, навыки и отношение к работе на практике с целью ведения определенной деятельности или выполнения работы эффективным и квалифицированным образом в рамках профессии или должности в соответствии с установленными нормативами.

 

2.4. Культура безопасности на уровне эксплуатирующей организации

В общих положениях обеспечения безопасности атомных стаций [121] редакции 2008 года приводится следующее определение: «Культура безопасности - набор правил и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью».

Первое определение приводится в документе МАГАТЭ INSAG-4: Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АЭС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью.

В современном издании глоссария МАГАТЭ [120] в определении «Культура безопасности - safety culture» опущено слово «АЭС», т.е. понятие распространяется на все сферы защиты и безопасности. Тем самым дается определение культуры безопасности, как комплексного качественного понятия. При этом:

1.Признается, что культура безопасности формируется как по линии организаций (путем осуществления определенной деятельности), так и по линии отдельных лиц (также через определенные действия).

2. Устанавливается, что проблемы безопасности АЭС обладают высшим приоритетом

3. Проблемам безопасности АЭС уделяется внимание, определяемое их значимостью - первоочередное.

Определение, которое приводится в ОПБ-88, аналогично, но более частное, определяет культуру безопасности как некоторое состояние подготовки персонала АЭС:

«Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность».

Кроме приведенного определения Культуры безопасности приведем еще основополагающие тезисы доклада МАГАТЕ из документа INSAG-4, поясняющие определение:

  1. Культура безопасности связана с личной ответственностью и преданностью делу всех лиц, занимающихся любой деятельностью, которая влияет на безопасность атомных станций. Далее в качестве ключевого элемента отмечается направленное на безопасность мышление, которое формирует внутреннюю критическую позицию, исключает благодушие и предусматривает стремление к совершенству, развитие чувства персональной ответственности и общего саморегулирования в вопросах безопасности.
  2. Такие категории, как личная преданность делу, направленное на бе­зопасность мышление и внутренняя критическая позиция, являются неосязаемыми. Поэтому очень важно иметь возможность судить об эффективности Культуры безопасности. МКГЯБ решает эту проблему, исходя из того, что эти неосязаемые категории приводят к ощутимым проявлениям, которые могут действовать в качестве показателей Культуры безопасности.

Сама по себе правильная практика, будучи важным компонентом Культуры безопасности, является недостаточной, если осуществляется механически. Необходимо идти дальше строгого выполнения правильной практики так, чтобы все обязанности, важные для безопасности, исполнялись точно, осторожно, осмысленно и с полным знанием, опираясь на здравый смысл и чувство ответственности 

Мы видим (рис. 2.3), что первоначальное определение культуры безопасности вбирает в себя приведенные ранее понятия культурологии, оно основывается на них. Действительно, в соответствии с правилами по формированию глоссариев, составное определение (понятие) включает в себя смысл его составляющих. Таким образом, можно сделать вывод, что культура безопасности формируется через «образование - умственное и нравственное», что достижение определенного уровня культуры безопасности - длительный процесс основанный на «воспитании культуры», что в профессиональной культуре компетенция важнее статуса, что становление культуры мышления основано на воспитании базовой культуры личности. Культура безопасности связана с ранее существующими на производстве понятиями: «Культура производства», «Культура охраны труда», «Культура обеспечения безопасности» и «Культура организации». Культура безопасности включает в себя все составляющие этих понятий, она как бы выросла из них, и, в тоже время является фундаментом, основанием всех видов безопасности существует на каждом предприятии и зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены ниже.

Приведем еще полезное определение Культура безопасности (Комиссия по здоровью и безопасности Великобритании): «Культура безопасности зарождается из структуры ценностных ориентаций, способностей и действий отдельных людей, которые устанавливают курс участия организации в деятельности по сохранению своей целостности, обеспечению безопасности и т. д. и определяют методы и последствия такой деятельности». Существуют и другие определения [2], которые подчеркивают важные, на взгляд авторов, свойство явления.

На основе приведенных выше представлений риск ориентированного подхода (РОП) возможно дать определение, допускающее количественные оценки. Культура безопасности - комплексная характеристика безопасности АЭС (предприятия), отображающая организацию технологических процессов и состояние подготовки персонала, которые соответствуют допустимым рискам (тяжелых аварий).

Очевидно, на основе фундаментальных определений, которые приведены выше, можно сформулировать и такие понятия как: «Культура безопасности ядерной отрасли», «Культура химической (радиационной, пожарной и т.д.) безопасности в ядерной (или любой другой) отрасли». «Культура безопасности ядерной отрасли» будет отражать в целом состояние во всей отрасли, второй термин будет обозначать (характеризовать) состояние какой-то опасности в отрасли.

 

2.5. Дополнительные описания культуры безопасности

Поскольку понятие «культура безопасности» впервые введено в ядерной отрасли, все детализирующие понятия (и определения) были сформированы специалистами этой отрасли. Для изучения всех аспектов культуры безопасности в учебном процессе высшего учебного заведения требуется как обобщение рассмотренных выше понятий и определений, так и их более детальное, в сравнении с документами атомной энергетики, рассмотрение для формирования требуемого стандартами знания. По этой причине в данном пособии введем дополнительные уточняющие понятия и определения, которые несколько отличаются от действующих документов АЭС и эксплуатирующей организации.

Во-первых, рассмотрим приведенное выше определение культуры безопасности с использованием риск ориентированного подхода. Культура безопасности - комплексная характеристика безопасности АЭС (предприятия), отображающая организацию технологических процессов и состояние подготовки персонала, которые соответствуют допустимым рискам (тяжелых аварий). Такое определение уже, без рассмотрения сложных методов (гл.11), позволяет выполнять количественные оценки уровня культуры безопасности на основе уже проведенных в отрасли оценок вероятностей тяжелых аварий - разрушений активной зоны - Core Destruction - (Рею) [13]. Действительно, поскольку вероятность тяжелой (запроектной) аварии учитывает как надёжность оборудования и технологических процессов, так и человеческий фактор, то, в принципе, можно установить соответствие между численным значением вероятностей тяжелых аварий и уровнем культуры безопасности, при условии, что вероятностные оценки проведены корректно с учетом всех возможных ошибок и достигнутого уровня подготовки персонала. Как будет показано далее, достигнутый уровень подготовки персонала однозначно отражает состояние культуры безопасности на блоке АЭС.

Во-вторых, ведём еще несколько определений.

Элементы культуры безопасности - это материальные, духовные ценности и процессы, связанные с обеспечением безопасности и исполнители деятельности по обеспечению безопасности. Это определение приводится по аналогии с общим понятием «культура» (см. п. 2.1) в целях проведения детальных анализов.

Исполнитель деятельности по обеспечению безопасности - это организация, подразделение, или работник (служащий) любой организации, принимающие участие в процессах жизненного цикла АЭС.

Задачи культуры безопасности - это мероприятия, направленные на непревышение вероятностей аварий над допустимыми пределами. Задачи культуры безопасности выполняются исполнителями деятельности по обеспечению безопасности.

Культуру безопасности, в таком случае, можно представить как некоторую совокупность элементов культуры безопасности и связанных с ними задач культуры безопасности.

Уровни реализации задач культуры безопасности далее рассматриваются как сфера действий исполнителей деятельности по обеспечению безопасности. Существуют следующие уровни: индивидуальный, уровень подразделения, организации, государственный уровень, международный уровень.

Очевидно, задачи культуры безопасности зависят от уровня реализации. Краткое рассмотрение задач и элементов культуры безопасности для ядерной энергетики Украины по уровням реализации приводится на рис. 2.4.

Рассмотрим более подробно элементы и задачи культуры безопасности, представленные на рис. 2.4, по уровням реализации.

На индивидуальном уровне выделяются, прежде всего, социальные качества - духовные ценности индивида, как показатели способности его органично влиться в уже существующий или формирующийся коллектив, способности принять принципы (задачи) культуры безопасности как личные цели. Профессиональные качества как способность индивида выполнять профессиональные обязанности, выделяются как элемент культуры безопасности в смысле необходимости их четкого разделения и описания в соответствии с процессами выполнения работ. Профессиональные обязанности и знание технической документации, регламентов, нормативов, законодательства отрасли выделяются отдельно как информированность работника о сфере деятельности. Обязательным элементом культуры безопасности является высокое качество документов по эксплуатации и безопасности. Если эти документы неполные, недоработаны или содержат ошибки, это повлияет на вероятность неправильных действий работника, как это случилось на АЭС «Три Майл Айленд» и ЧАЭС.

На уровне подразделения руководящий состав и персонал выделяются как индивиды, призванные выполнять свои профессиональные обязанности совместно, каждый является частью коллектива - подразделения, успех роботы которого зависит от каждого. Степень информированности коллектива (знание законодательной, нормативной, регламентной базы, технической документации и происходящих событий) на уровне подразделения играет еще большую роль, чем на индивидуальном уровне, поскольку неполная информированность или отсутствие информации отражается на всем подразделении, а, значит, и на качестве выполняемых задач. Роль оборудования как элемента культуры безопасности также очевидна: чем надёжнее оборудование, тем меньше вероятность аварии при тех же условиях эксплуатации. С другой стороны, надежность работы оборудования зависит от качества его обслуживания, т.е. от персонала подразделения. Документация и отчётность, рабочие журналы, как на индивидуальном уровне, так и на уровне подразделения отражают действия персонала, сохраняют их описание во времени, облегчают работу персонала в условиях огромного количества информации, уменьшая тем самым вероятность ошибочных действий. Безусловно, документация и отчётность, их состояние являются важным элементом культуры безопасности. Связь с такими же подразделениями на других АЭС Украины позволяет получать информацию о проблемах, инцидентах и отказах оборудования. Это своего рода учеба на чужих ошибках. Как будет показано ниже, это один из самых важных элементов культуры безопасности.

На уровне организации выделяются как элементы культуры безопасности руководство и отдельные подразделения, как части коллектива АЭС -исполнители деятельности. Степень информированности, качество документации и информации для персонала на уровне организации в первую очередь влияет на эффективность управления. Базы данных по анализу работы оборудования, работы персонала, инцидентам необходимы для уменьшения вероятности повторения ошибочных действий, инцидентов, отказов оборудования. Базы данных позволяют документировать текущий уровень безопасности, они являются материальной основой новых информационных технологий управления, очевидно, они относятся к элементам культуры безопасности. Связь с другими АЭС Украины позволяет осуществлять обмен информацией, что является элементом новых информационных технологий управления, облегчает принятие решений.

На государственном уровне важное значение имеют такие элементы культуры безопасности, как общегосударственная политика, уровень финансирования фундаментальных исследований, обеспечение высокого уровня работы проектных и конструкторских организации и т.д. (рис.2.4). Общегосударственная политика, проявляющаяся в уровне социального обеспечения, уровне воспитания, уровне образования проявляется в отношении к выполнению своих обязанностей индивидов. Уровень финансирования фундаментальных исследований влияет как на уровень и состояние проектов АЭС в целом и конструкций оборудования, так и на эффективность мероприятий обеспечивающих и корректирующих уровень безопасности. Естественно выделить как отдельные элементы культуры безопасности проектные и конструкторские организации, регулирующий орган, эксплуатирующую организацию - именно они определяют политику в отношении безопасности на государственном уровне. От корректности их работы зависит успешность работы всей отрасли, а также вероятности исходных событий. Законодательная, нормативная и регламентная база является основой деятельности всей отрасли, несомненно, это элементы культуры безопасности. Роль общегосударственной отраслевой базы данных аналогична уже рассмотренным выше. Дополнительно отметим значение БД как элемента обратной связи от опыта эксплуатации - используя информацию из баз данных корректируются проекты, техническая документация, нормативные документы с целью обеспечения безопасности, повышения уровня безопасности.

На международном уровне определяющими элементами культуры безопасности являются международные организации: МАГАТЭ и ВАО АЭС. В этих организациях аккумулируется вся основная информация об эксплуатации АЭС в мире, на основе этой информации разрабатываются рекомендательные международные документы определяющие направление развития всей отрасли на международном уровне. В ядерной отрасли на международном уровне действуют принципы открытости и информированности, ядерная безопасность не имеет границ. Важно также по возможности использовать прямую информацию от других государств с ядерной энергетикой. Учёт международного опыта позволяет уменьшить вероятности типичных отказов похожего оборудования, уменьшить вероятности аварий и инцидентов благодаря схожести основных принципов работы АЭС в мире.

В свете описанных элементов культуры безопасности возможной мерой культуры безопасности может быть эффективность и качество выполнения задач культуры безопасности. Такое представление меры культуры безопасности позволяет делать ее оценки по качественным шкалам сравнения (см. гл. 4 и п. 11.10.7).

Приведенное определение элемента культуры безопасности полностью перекликается с подходом МАГАТЭ (см. далее гл. 7) и выражает приверженность исполнителей деятельности по обеспечению безопасности культуре безопасности. Другими словами, только тогда, когда безопасность становится внутренней потребностью исполнителя деятельности по обеспечению безопасности, только тогда этот исполнитель деятельности по обеспечению безопасности становится частью (элементом) культуры безопасности