Гилязов Агдас Ахатович, Бикмухаметова Венера Салимовна,
Научно-технический прогресс привел к тому, что человеческий фактор стал одним из основных факторов в обеспечении безопасности во всех отраслях производства. Это стало следствием того, что обеспечение безопасности стало одним из важнейших проблем общества. Решение данной проблемы осуществлялось по двум направлениям [1]:
- создание машин, оборудования, технологий, при работе с которыми исключается опасность воздействия опасных и вредных факторов производственной среды, а
также созданием специальных средств защиты для работников от опасностей и вредностей в процессе труда;
- формирование у работающих безопасного поведения путем обучения безопасным приемам работы, организации безопасных условий труда.
Согласно данным Международной статистики, главным виновником большинства аварий, несчастных случаев и других происшествий на производстве является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, т. е. имеет место человеческий фактор [2].
Необходимость повышения качества подготовки выпускников в области безопасности в нефтегазовой отрасли обусловлена также следующими факторами:
- возрастанием количества опасных производственных объектов с большим сроком работы оборудования, обработавших свой ресурс, что может привести при аварии к значительным материальным ущербам и загрязнению окружающей среды.
- возросшими требованиями к качеству профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала в области промышленной безопасности.
В связи с этим, формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности стало иметь важное значение, особенно у выпускников учебных заведений. Это привело к появлению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» была введена в 1990 г. во все учебные планы Высшей школы РФ. Введение указанной дисциплины в учебные планы заложило фундамент качественного изменения в подготовке специалистов по проблеме защиты жизни и здоровья человека в современных условиях. Это связано с тем, что возникла необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, особенно в технических высших учебных заведениях, способных эффективно решать различные задачи обеспечения безопасности, а также комфортной среды обитания человека в условиях современного производства. Результатом этого стало открытие во многих высших учебных заведениях направления подготовки «Техносферная безопасность», а в учебных планах всех специальностей-дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
У истоков создания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » был профессор, доктор технических наук С. В. Белов. Под его редакцией в 1999 г. в издательстве «Высшая школа» вышел в свет основополагающий учебник по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
В Уфимском государственном нефтяном техническом университете для всех направлений подготовки дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 108 часов преподает кафедра «Промышленная безопасность и охрана труда», которой в 2016 году исполнилось 45 лет. Кроме того, кафедра выпускает специалистов бакалаврской и магистерской подготовки по направлению «Техносферная безопасность» для всех отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и других стран. Кафедра «Промышленная безопасность и охрана труда» обеспечивает глубокое изучение проблем безопасности жизнедеятельности с учетом специфики выпускаемых специалистов для топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Кафедра «Промышленная безопасность и охрана труда» формирует у специалистов в области безопасности мышление, основанное на глубоком осознании главного принципа важности приоритетов безопасности в условиях современного производства. Это особенно значимо в связи с тем, что в нефтегазовой отрасли сосредоточено наибольшее число опасных производственных объектов, где различные опасные и вредные производственные факторы присутствуют в производственной среде, где осуществляется трудовая деятельность персонала [2]. По данным Федеральной служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на объектах нефтегазодобычи имеется 7522 опасных производственных объектов, на которых осуществляется Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Следует отметить, что в Уфимском государственном нефтяном техническом университете у многих направлений подготовки в выпускной квалификационной работе имеется раздел, посвященный обеспечению безопасности.
Наличие различного рода опасных и вредных производственных факторов увеличивает потенциальную опасность возникновения взрывопожароопасных ситуаций, при проявлении которых возможны тяжелые последствия, риск возникновения профессиональных заболеваний, ухудшение состояния здоровья работников и загрязнение окружающей среды.
Важное значение в обучении выпускников промышленной безопасности для объектов нефтегазового комплекса имеют научно-методические основы эксплуатации опасных производственных объектов на основе управления системными рисками, изложенных в работе [3].
Таким образом, многообразие, сложность и наличие специфических факторов обуславливает важность изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и подготовки специалистов в области промышленной безопасности и охраны труда для нефтегазовой отрасли страны.
Литература
- Котик М. А. Психология и безопасность / М. А. Котик. – Таллин: Валгус, 1981. – 408 с.: ил.
- Кровеносная система Отечества // Информационное издание Технадзор. – 2018. – № 8 (141). – С. 24.
- Абдрахманов Н. Х. Научно-методические основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазового комплекса на основе управления системными рисками: автореф. дис. … д-ра техн. наук: 05.26.03 / Абдрахманов Наиль Хадитович. – Уфа, 2014. – 267 с.
ИСТОЧНИК: Педагогика безопасности: наука и образование [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 ноября 2018 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. и ред. В. В. Гафнер. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).