Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Безопасность жизнедеятельности в примерах и задачах. Учебное пособие

Безопасность жизнедеятельности в примерах и задачах. Учебное пособие

Опубликовано 21.01.2019

Безопасность жизнедеятельности в примерах и задачах : учеб. пособие / А.А. Волкова, В.Г. Шишкунов, А.О. Хоменко, Г.В. Тягунов ; под общ. ред. канд. техн. наук, доц. А.О. Хоменко.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 120 с. ISBN 978-5-7996-2392-0

Учебное пособие содержит краткие сведения по основным разделам курса «Безопасность жизнедеятельности»: безопасность производственной деятельности, экологическая безопасность, промышленная безопасность опасных производственных объектов, безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Приведены варианты типовых задач и методические указания для их самостоятельного решения

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД................................. 4

1.1. Основы теории риска ................................................................ 4

1.2. Системный анализ безопасности ............................................. 6

1.2.1. Основные положения теории надежности ......................... 6

1.2.2. Общий метод определения возможности возникновения аварийного состояния ........................................ 7

1.3. Общая характеристика методов анализа систем «Прямые и обратные методы»....................................................... 12

1.3.1. Системный подход при оценке безопасности систем ..... 12

1.3.2. Априорный и апостериорный анализ безопасности систем .......................................................................................... 12

1.3.3. Дерево причин и опасностей как система ........................ 14

1.3.4. Моделирование опасных ситуаций методом дерева отказов ......................................................................................... 15

1.3.5. Анализ развития опасной ситуации методом дерева событий........................................................................................ 22

1.3.6. Определение показателей надежности системы .............. 24

1.4. Оптимизация надежности энергоснабжения......................... 27

1.4.1. Определение числа резервных агрегатов при заданном уровне надежности .............................................. 27

1.4.2. Экономический подход к определению величины аварийного резерва ..................................................................... 29

1.5. Математическое моделирование при оценке надежности средств защиты персонала..................... 32 1.5.1. Описание модели .............................................................. 33

1.5.2. Расчет параметров средств защиты персонала от опасных и вредных производственных факторов ................. 34

1.5.3. Примеры и задачи по расчету параметров СИЗ ............... 37

Вопросы ......................................................................................... 43

 

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЖД............................ 44

2.1. Гигиеническое нормирование вредных веществ ................... 44

2.1.1. Допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе................................................................ 44

2.1.2. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны ................................................. 47

2.1.3. Комбинированное действие вредных веществ на здоровье человека ................................................................... 48

2.1.4. Степени опасности вредных веществ по ГОСТ................ 49

2.1.5. Санитарно-защитные зоны (СЗЗ)..................................... 49

2.1.6. Санитарно-гигиенические нормативы как критерии влияния источника воздействия на среду обитания.................. 50

2.2. Гигиеническая оценка воздушной среды............................... 53

2.2.1. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе................................................................ 53

Вопросы ......................................................................................... 56

 

ГЛАВА 3. БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА (ОХРАНА ТРУДА) ............................................................................. 57

3.1. Опасные и вредные производственные факторы. Условия труда работников............................................................. 57

3.1.1. Оздоровление воздушной среды ....................................... 57

3.2. Оценка световой среды производственных помещений....... 64

3.3. Виброакустические факторы.................................................. 66

3.3.1. Защита от шума и вибрации.............................................. 69

3.4. Электромагнитные поля ......................................................... 78

3.5. Радиационная безопасность ................................................... 80

3.6. Электробезопасность .............................................................. 91

3.7. Производственный травматизм.............................................. 95

Вопросы ......................................................................................... 98

 

ГЛАВА 4. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ..................................... 99

4.1. Взрывопожарная безопасность............................................... 99

119 Оглавление 4.1.1. Показатели взрыво-и пожароопасности веществ ............ 99

4.1.2. Определение категории пожарной опасности помещений .................................................................................103

4.2. Определение степени разрушения зданий и сооружений при взрыве ................................................105

Вопросы ........................................................................................108

 

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК ..........................109

ПРИЛОЖЕНИЕ ...............................................................................112

 

Скачать Безопасность жизнедеятельности в примерах и задачах : учеб. пособие

 

Особенность современного этапа развития общества — лавинообразный рост информации, ее быстрое устаревание. Поэтому накопление знаний при обучении является недостаточным для формирования хорошо подготовленных специалистов, обладающих инициативой и творческим потенциалом, способных самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи, а также уметь их использовать в практической деятельности. Важнейшей задачей этапа подготовки специалистов является разработка и внедрение современных образовательных технологий формирования специалистов с высоким уровнем самостоятельности. Настоящее учебное пособие, подготовленное преподавателями кафедры «Безопасность жизнедеятельности», содержит краткие сведения по основным разделам одноименного курса. Приведены варианты типовых задач и методические указания для их самостоятельного решения, что позволит студентам в процессе подготовки к занятиям самостоятельно получить базовые знания по основным разделам дисциплины.

Структура учебного пособия соответствует структуре курса «Безопасность жизнедеятельности», задания сгруппированы по разделам дисциплины:

◊ теоретические основы БЖД;

◊ экологические аспекты БЖД;

◊ безопасность производственной деятельности;

◊ безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС).